Как составить план проекта и оправдать ожидания команды и стейкхолдеров
Содержание:
- Виды школьных проектов
- Выбор технологий
- В чем польза проектов для школьников
- Немного про SCRUM
- Уроки управления проектами
- Бесплатные программы для дизайна интерьера
- Как составить план
- Шаг 2. Определите стейкхолдеров
- Профессиональные программы
- Asana
- В чем польза проекта для школьника
- Определяем результаты проекта
- Шаг 3. Выступить на конференции
- Оформление формул в тексте проектной работы
- История возникновения
- Структура введения проектной работы
- ШАГ 3: СОЗДАЙТЕ УСТАВ ПРОЕКТА + ПРОЕКТНЫЙ ПЛАН
- Получите оценку результатов.
Виды школьных проектов
Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.
По форме проведения:
- групповой;
- индивидуальный.
По продолжительности:
- мини-проект (урок или часть урока);
- краткосрочный (4-6 уроков);
- недельный (30-40 часов);
- долгосрочный (годичный).
По дисциплинам:
- монопредметный (в пределах изучения одной дисциплины);
- междисциплинарный (интеграция разных дисциплин, их логическое совмещение).
По основной деятельности:
- исследовательские;
- поисковые, творческие;
- информационные;
- ознакомительно-ориентировочные проекты.
Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.
Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.
Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.
Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.
Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.
Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.
Выбор технологий
В выборе лучше придерживаться правила: технология не должна быть суперновой, но и устаревшей тоже. Если технология или фреймворк новые, это может обернуться такими проблемами как:
- Поиск квалифицированных кадров
- Перспективы развития: на ранних стадиях может умереть разработка или, наоборот, если технология старая, то баги придется лечить самим.
- Отсутствие готовых решений для новых, и отсутствие обновлений для старых.
Данный перечень проблем актуален не только относительно технологий, но и к сторонним зависимостям. Всё вышеперечисленное может похоронить проект на корню.
Перед тем как выбрать что-то конкретное, подумайте несколько раз
Составьте пресловутую таблицу преимуществ с коэффициентами важности для проекта.
Данный пример составлен для вымышленного проекта:
Название функционала проекта.
Коэффициент важности для проекта
Работа с формами
3
Роутинг
1
Простота написания анимации
0,3
Как видно из таблицы, важными критериями отбора являются “работа с формами” и “роутинг”. Простота создания анимации для данного проекта не существенна. Далее модернизируем таблицу путем добавления новых столбцов-технологий. В нашем случае их будет два.
Название функционала проекта.
Коэффициент важности для проекта
Технология 1
Технология 2
Работа с формами
3
+
±
Роутинг
1
+
±
Простота написания анимации
0,3
+
—
Исходя из данных таблицы, мы понимаем, что у “Технология 2” работа с формами и роутинг хромают, а создание анимации подобно вызову Сатаны. В итоге, удельный вес данной технологии составляет 2. Вы спросите почему 2? Всё просто! Если вы ставите ±, то в данной технологии конкретный функционал реализуем, но с какими-то “костылями”, либо же более трудозатратный. В нашем сравнении выгоднее будет “Технология 1 “, с итогом 4,3. Думаю пояснения по образованию сумм излишни. Данная таблица работает не только с технологиями, но и со всем, что требует сравнения и выбора из списка. Главное — не забывать, что чем больше критериев напишите, тем проще вам будет сделать выбор.
В чем польза проектов для школьников
Школьные проекты имеют очень много достоинств:
кардинально изменяется подход к процессу обучения и его участникам: в данном виде деятельности именно ученик, а не преподаватель является ключевым фигурантом, на первое место выходит исследовательская деятельность детей, а не формальное заучивание и репродуктивное воспроизведение информации, ставки делаются на сам процесс, приобретение и применение полученных знаний, обязательно берутся во внимание особенности физического, духовного, нравственного, умственного развития личности ребенка. Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка
Проектная деятельность прекрасный способ реализации этого права
Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Проектная деятельность прекрасный способ реализации этого права.
Ещё одним достоинством метода проектов является то, что результат своей деятельности ученики могут применить в реальной жизни, найти им практическое предназначение.
Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проектов в школе позволяет одновременно использовать исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка.
Дети учатся самостоятельно работать с информацией
Это очень важно сегодня, поскольку информационные ресурсы сейчас во всеобщем пользовании. Поэтому сейчас очень важно уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы
В этом видео вы узнаете о проектной деятельности школьников:
Немного про SCRUM
Самая известная методология в рамках Agile — это, наверное, SCRUM. Она использует все ключевые особенности Agile и вводит несколько своих вещей.В SCRUM итерации называются спринтами и вводятся 4 обязательных церемонии:
- Планирование спринта
- Ежедневный стендап
- Демо по итогам спринта
- Ретроспектива по итогам спринта
Также SCRUM определяет роли. Есть 2 ключевые:
- Product Owner — человек, который определяет видение продукта. С ним связаны основные риски, это должен быть правильный человек с правильным видением.
- SCRUM Master — человек, который поддерживает процессы и церемонии в команде.
SCRUM отлично подходит для небольших команд из 5-7 человек.
Уроки управления проектами
При составлении курса мы изучили достаточно много информации по проект-менеджменту. Включать в состав курса все, что хотелось, мы не стали по причине огромного объема темы. Поэтому, оставив наиболее значимые по нашему мнению темы, мы сосредоточились на них и постарались раскрыть основные их аспекты, немного переработав материал и адаптировав его (насколько это было возможно) для более легкого восприятия и понимания.
Курс включает в себя пять уроков, посвященных отдельным разделам проект-менеджмента, и содержит теоретические сведения и практические указания. Пошаговое изучение уроков позволит вам сформировать четкое и объективное представление о проектном управлении, функциях проект-менеджера и задачах, выполнением которых должна заниматься команда проекта. В дополнение к урокам мы сделали краткие обзоры популярных тематических книг.
Урок 1. Разработка и планирование проекта
Проектная деятельность невозможна без предварительного планирования. Планирование же представляет собой постановку целей и определение способов их достижения. Все это направлено на решение поставленных перед проектом задач.
Из первого урока вы узнаете о том, что такое планирование проекта, об основных и вспомогательных процессах планирования, познакомитесь с принципами планирования, структурой разбиения работ, матрицей ответственности и статьями затрат. Также мы расскажем о сетевом планировании, планировании по временным параметрам и организации работ по проектному планированию.
Урок 2. Управление командой проекта. Личная и командная эффективность
Как реализация проекта невозможна без грамотного руководителя, так она невозможна и без команды специалистов
И важно здесь не только наличие у членов команды необходимых компетенций, но и создание в коллективе продуктивной атмосферы и положительного микроклимата. Об этих и других не менее важных вещах рассказывается во втором уроке
Мы подробно рассмотрим состав команды и участников проекта, поговорим о проект-менеджере и его обязанностях и функциях, а также требованиях к нему. Но основной материал посвящен вопросам командной работы, а именно: признакам команды и подходам к ее формированию, жизненному циклу команды и отбору ее участников, планированию и организации командной работы, развитию команды и урегулированию конфликтов.
Урок 3. Управление рисками в проект-менеджменте
Проектная деятельность любого масштаба всегда связана с определенными рисками, и чем крупнее проект, тем больше и масштаб потенциальных угроз для него
И здесь крайне важно не просто оценивать риски, но и уметь разрабатывать пути реагирования на изменения в ходе проекта, способные минимизировать степень рискованности
В третьем уроке вы познакомитесь с понятием проектных рисков и неопределенности, концепцией и планированием риск-менеджмента, идентификацией, анализом и оценкой проектных рисков, планированием реагирования на риски. В конце урока приводятся 10 правил управления рисками от профессионала в области проектного управления – Барта Джутта.
Урок 4. Методы управления проектами
Успешность управления проектами обусловлена, в дополнение ко всему, применяемыми для этого методами. Несмотря на то, что универсальной методики, которая подходила бы ко всем проектам, пока не создано, есть некоторое количество методов, признанных наиболее эффективными.
Четвертый урок посвящен рассмотрению самых популярных на сегодняшний день методов управления проектами: Agile, Lean, Six Sigma, Kanban, Scrum и PRINCE2. Кроме описаний мы приведем упрощенные схемы работы по этим методам и расскажем об их преимуществах и недостатках.
Урок 5. Системы управления проектами
Чтобы качество проектного менеджмента, эффективность работы команды и управления портфелем проектов были на высоте, необходимо использовать в своей работе системы управления проектами. Они представляют собой информационные и автоматизированные системы проектного управления, т.е. специализированное программное обеспечение.
В пятом уроке приведены ознакомительные характеристики пятидесяти систем управления проектами, среди которых Basecamp, Asana, TeamBridge, Адванта, Time Master, Microsoft Project, Project Kaiser, Workdoer, ProjectOffice, Comindwork, WebAsyst, Zoho Projects, IPI.MANAGER, Assembla и ряд других. В заключение мы немного поговорим о пользе применения этих систем.
Бесплатные программы для дизайна интерьера
Выполнить чертежи можно с помощью доступного программного обеспечения, которое можно найти и скачать в интернете.
Sketchup
У данной программы 2 версии – платная и бесплатная. Первый вариант имеет расширенный функционал. В Sketchup можно спроектировать качественный 3D-дизайн с мебелью, колористикой и планировкой.
Минус программы – небольшое количество объектов, доступных для работы в демо-режиме без оплаты.
Интерфейс Sketchup интуитивно понятный. После загрузки можно быстро приступить к работе. Есть возможность сразу подписывать размеры отображаемых элементов.
Sweet Home 3D
Простая программа будет полезна для начинающих планировщиков.
Не поможет в создании сложных дизайнов, но с помощью этого приложения можно осуществить небольшие проекты. Например, посмотреть, как будет смотреться диван рядом со шкафом или у какой стены лучше поставить телевизор.
Существует версия на русском языке.
Ikea Home Planner
Программа подходит для тех, кто решил купить мебель в магазине “Икеа”. Она позволяет обставить комнату изделиями нидерландских производителей.
Можно подобрать комплекты из каталога, учитывая размеры и стиль. В “Икеа” обширный список предметов меблировки, с помощью которого можно собрать полноценной интерьер, и рассчитать его стоимость.
Homestyler
Хорошая программа для планировки и дизайна квартиры. Можно обратиться к функции “интерьер с нуля”, или использовать готовые проекты и схемы из каталога, в который входят многие мировые бренды.
Planoplan
Инструмент для разработки интерьера с мебелью, которая есть в наличии в магазинах. Существует 3 способа работы в программе:
- платная версия;
- демо:
- онлайн-сервис.
Преимущества разработки – наличие интерфейса на русском языке.
Дизайн интерьера 3D
Программа объемного изображения мебели, цветовой палитры и отделки. Можно создать свою планировку, указав размеры, или выбрать стандартные варианты, которые часто пополняются в базе.
Можно воспользоваться виртуальной экскурсией по проекту. План доступен для редактирования. Легко сохранить или распечатать.
Planner 5D
Развивающаяся программа для дизайна с большим каталогом. Сервис создан в России, поэтому можно легко изучить и освоить его функции.
Возможно использовать чужие проекты и редактировать их по своему усмотрению.
Программа имеет мобильное приложение.
Floorplan 3D
Инструмент для дизайнеров, с которым можно создать планировку целого участка. Floorplan 3D позволяет учитывать массу деталей.
При разработке собственного дизайн-проекта необходим вкус и навыки в работе с графическими программами. Нельзя сносить несущие стены. Необходимо четко придерживаться плана и не выходить за рамки избранного стиля.
Как составить план
Определи цели и участников
Первое, что нужно сделать — хорошо подумать (самостоятельно или с коллегами) — что из себя представляет проект. Для понимания тебе нужны ответы на следующие вопросы:
Когда будет понятно, что вообще за работа предстоит, прикинь, кто участвует в работе над проектом. Как минимум: ты — менеджер проекта — и заказчик. Но почти наверняка будет ещё куча специалистов. Следующая твоя задача: понять, кто именно.
Проведи декомпозицию работ
Чтобы составить план проекта, нужно разложить проект на более мелкие и контролируемые работы, реализация которых позволит добиться желаемого результата. Этот процесс называется структурной (или иерархической) декомпозицией работ.
Заодно и объём работ поймёшь.
Когда у тебя на руках будет список задач для специалистов…
Распредели обязанности
Я не буду тебя сейчас учить выбирать исполнителей для задач — это тема для отдельной статьи. Да и ты наверняка это умеешь делать и без меня. Поэтому поговорим о другом.
В больших проектах в порядке вещей, когда одной задачей занимаются несколько человек. Твоё дело, как менеджера проекта — распределить их зоны ответственности, чтобы они не тащили задачу в разные стороны.
Есть три основные категории работников:
- —непосредственно исполнители, которые будут делать задачу;
- —те, кто определяют, как выполнить работу;
- —те, кто контролируют процесс и результат.
Если есть два специалиста, которые предпочитают разный подход — их нужно или раскидать по разным задачам, или одного из них (менее опытного и более дешёвого) ограничить в правах управления. Меньше всего тебе нужно, чтобы вместо работы они спорили, как именно нужно эту задачу делать.
Лучше всего составить таблицу с перечислением участников проекта, их обязанностями и правами. Не забудь только всем её показать, чтобы не было недопонимания.
(Отв. — ответственный за задачу. Уч. — принимает участие в выполнении задачи. Инф. — получает информацию о задаче)
Не пытайся повесить на участников проекта больше обязанностей, чем они физически могут потянуть — иначе сроки прогорят, задачи сделают кое-как, а виноват в итоге окажешься ты.
Составь и согласуй ТЗ
Список задач — есть. Исполнители — есть. Теперь нужно максимально подробно расписать технические задания и со всеми их согласовать.
Обычно ТЗ для каждой задачи делают сразу после декомпозиции, когда все задачи ясны. Но я считаю, что куда полезнее составлять ТЗ вместе с непосредственным исполнителем. Желательно, через понимание задачи. Тогда не будет никаких вопросов по ходу работы — ни у тебя, ни у исполнителя, ни у заказчика. Особенно много проблем может возникнуть с последним — либо на этом этапе, либо уже в разгар работы от заказчика могут поступать новые хотелки:
Тут главное заказчика вовремя остановить. Иначе проект всё будет разрастаться, вы его будете всё обсуждать и обсуждать, а когда приступите наконец к работе, с ума сойдёте всё это добро воплощать в жизнь. Обрубать все дополнительные пожелания заказчика тоже не надо — все должны идти на компромисс.
Составь график
Чтобы чётко понимать, когда какие задачи нужно делать, какие дела можно делать параллельно, когда должны быть готовы промежуточные результаты и так далее, нужно раскидать задачи по таймлайну. Пожалуй, самый наглядный и популярный вариант — нарисовать диаграмму Ганта.
Чтобы сделать диаграмму Ганта:
Конечно, диаграмма Ганта — не очень гибкая штука. Достаточно одному специалисту провалить дедлайн, вся диаграмма начнёт съезжать и разваливаться, а тебе придётся её постоянно корректировать. Но, наверное, её наглядность того стоит.
Определи возможные проблемы и риски
Проблемы могут возникнуть на любой этапе работы, и лучше к ним подготовиться. Закончить работу вовремя могут помешать:
Все эти проблемы могут возникнуть даже если ты был предельно внимателен на каждой стадии. Просто будь готов и заранее подумай, как будешь выходить из этих ситуаций.
Составить план проекта получилось, не время расслабляться. Теперь придётся следить за работой команды, проверять, всё ли идёт по графику. Для этого можно делать короткие созвоны или встречи с командой (каждый день, раз в неделю или как-то ещё — в зависимости от сроков). Даже если ты своей команде доверяешь.
Но, не смотря на всю масштабную подготовку к проекту, всё, скорее всего, пойдёт не по плану. Ни один проект не идёт гладко. Просто помни об этом и будь готов.
Шаг 2. Определите стейкхолдеров
Стейкхолдеры — это заинтересованные в проекте люди, которые могут повлиять на владельца, руководителя, команду, конечных пользователей или других участников проекта.
Лучше выбрать отдельную тактику работы с каждым из заинтересованных лиц
Тактика зависит влияния и важности стейкхолдера.. Влияние — насколько человек влияет на развитие проекта, может ли он принимать участие в управлении.
Влияние — насколько человек влияет на развитие проекта, может ли он принимать участие в управлении.
Важность — насколько человек влияет на результат.
График влияния стейкхолдера
Партнёры — влиятельные и важные для проекта люди. К ним нужно прислушиваться, обсуждать вопросы, учитывать интересы
Консультанты — влиятельные люди с низким уровнем важности. С ними менеджер проекта обсуждает важные вопросы, но не лезет с мелочами
Поддержка — важные, но не влиятельные сотрудники, держите их в курсе новостей. Когда появляются новые идеи и пожелания, идите к ним и рассказывайте.
Рядовые сотрудники — люди с низким уровнем влияния и важности. Это дизайнеры, верстальщики, разработчики, над которыми стоят главные — поддержка.
Когда все роли понятны, можно встречаться с заказчиком и собирать требования.
Профессиональные программы
К ним относятся те, которыми пользуются практикующие дизайнеры. Универсальные Archicad и SketchUp, в которых можно сделать весь проект: чертежи, спецификации, визуализации. И программы с более узкой специализацией: 3ds Max для моделирования и визуализации, Photoshop для создания и редактирования изображений.
Archicad
Программа для создания планов, чертежей и рабочей документации.
Так выглядит чертёж в Archicad. Скриншот: Graphisoft Россия / YouTube. Так выглядит чертёж в Archicad. Изображение: Graphisoft Help Center
Что можно сделать в Archicad
В общем, практически всё — от плана этажа с размерами до итоговой картинки — как будет выглядеть интерьер.
- Проект можно создавать как в «плоском» 2D-формате, так и в трёхмерном — сразу визуализируя помещение в 3D. Между режимами 2D и 3D удобно переключаться в один клик: добавили шторы на окно в чертеже — нажали кнопку и увидели, как они смотрятся.
- Главный плюс Archicad: в программе можно подготовить все строительные чертежи. Например, план с замерами, новыми стенами, мебелью, раскладкой плитки, электрики и так далее. Можно составить спецификацию и смету строительных материалов для проекта. А потом отдать эти чертежи строителям для ремонта.
- Ещё в Archicad удобно отслеживать изменения. Все части проекта связаны между собой: если что-то поменять в одной, это отразится на общем плане и всех связанных чертежах. Поставили новую стену на общем 3D-плане — она появится на чертеже и с мебелью, и с электрикой.
Из минусов
- Не очень богатая база мебели и элементов интерьера. Но можно загружать дополнительные модели или целые библиотеки.
- Сложно самостоятельно освоить, лучше пройти какой-то обучающий курс, чтобы получить первые навыки работы.
Цена
Месяц можно пользоваться бесплатно, но с ограниченной функциональностью. А потом приобрести лицензию, стоимость начинается от 16 800 рублей в месяц.
Asana
-
Создать сколько угодно проектов с высоким уровнем декомпозиции на основе шаблонов.
-
Организовать работу над проектами: создать доски, поставить задачи, назначить исполнителей.
-
Классифицировать задачи при помощи тегов.
-
Начать общение в карточках задач и общей новостной ленте.
-
Настроить для себя личный планировщик: сортировать задачи по сроку их выполнения, делать приватные задачи.
За что точно придется платить:
-
Отчеты. Вы не сможете посмотреть отчет даже про проектам или исполнителям.
-
Контроль выполнения задач, просмотр незавершенных и просроченных. Придется верить людям на слово, что все задачи выполняются в срок.
-
Возможность следить за новыми задачами, обновлениями и статусами важных проектов.
-
Визуализация процессов и создание связей между задачами. «Timeline» недоступен.
-
Работа с задачами, которые вы создали и поручили коллегам. Их даже нельзя вывести отдельно.
-
Работа с формами.
Без отчетов, форм, визуализации процессов, чужих задач, списка обновлений и контроля сроков работать в системе управления практически невозможно. Asana хочет, чтобы вы стали платящим клиентом, и потому забирает у вас половину функций. Бесплатная версия нужна только для знакомства – «подглядеть», что происходит внутри.
В чем польза проекта для школьника
- Прокачать полезные навыки. Ребенок учится добывать и обрабатывать информацию, делать из нее выводы, формулировать гипотезы и доказывать их. Такие навыки пригодятся в жизни, чтобы научиться отличать фейковые новости от настоящих, доказывать свою точку зрения в любом споре и даже выбрать будущую карьеру.
- Научиться выступать. При подготовке к защите ребенок учится вычленять главное из всей проделанной работы для доклада на несколько минут. Да и нужно рассказать о проекте так, чтобы всем было интересно — еще один вызов, с которым сталкивается ребенок.
- Получить дополнительные баллы при поступлении. Не везде, но можно. Например, если прийти с проектом на конференцию «Наука настоящего и будущего», можно получить баллы в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова.
- Облегчить жизнь в университете. Там придется регулярно писать и защищать научные работы, и после подобного опыта в школе в вузе будет гораздо проще с этим справляться.
Весь процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. А каждая школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. Например, в московской школе № 507 решили, что ученики защищают работы на школьной конференции «ЕНОТ» в январе и в апреле.
По ФГОС проект — обязательная часть образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата.
На практике это происходит так: в начале 10-го класса школьникам говорят про проект, после этого они выбирают тему, руководителя, обсуждают с ним структуру и наполнение работы и начинают писать. Можно выбрать один проект или два. В первом случае ученик сдает промежуточный результат в 10-м классе, а итоговую работу — в 11-м. Во втором случае итоговая работа сдается в каждом году старшей школы.
И хотя индивидуальный проект стал обузой для многих школьников, получить удовольствие от этого дела все-таки можно. Рассказываем, как это сделать.
ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II
Определяем результаты проекта
Цели и результаты проекта – отчасти синонимичны, ведь и то, и другое для нас желанно. Но если цели – это «зачем» проекта, его движущая сила, то результаты – это нечто конкретное: вещи, документы, программное обеспечение, которые берется получить команда к концу проекта.
Например, при разработке нового продукта (пусть это будет пирожок с начинкой) результатами будут: рецептура пирожка, калькуляция себестоимости, возможно, печи для выпекания, если их не было раньше, необходимые разрешительные документы.
За получение результатов ответственность полностью лежит на команде проекта. Когда результаты будут получены и переданы владельцу проекта, далее уже он будет достигать целей проекта. И совершенно нормально, если понимание успешности проекта может прийти лишь спустя некоторое время после того, как он будет завершен.
Результаты проекта – это четкое обязательство команды проекта, в то время как цели проекта – его путеводная звезда. Вы можете пойти не тем путем, выбрав ошибочный способ реализации проекта; но вы всегда можете «перезагрузить» проект, согласовав с его владельцем новые результаты проекта, притом, что цели его останутся неизменными.
Шаг 3. Выступить на конференции
Защита работы — обязательная и финальная часть аттестации старшеклассников. В каждой школе она проходит по-разному: где-то школьник защищает работу перед классом, а где-то собирается комиссия из учителей, которые задают ученикам вопросы.
Неизменные константы в этом процессе — презентация на экране, речь ученика на 5–10 минут и вопросы от слушателей после выступления.
Если школьник готов перейти на следующий уровень этой научной игры — он может еще и выступить на конференции. Их организуют университеты и частные компании и дают всякие плюшки: сертификаты, подарки и даже дополнительные баллы для поступления в вуз.
Выступление на конференции похоже на защиту в школе, только тут все серьезнее: вместо школьных учителей — жюри, а вместо щадящих вопросов — каверзные. И хотя все не всегда так страшно, как кажется, лучше хорошенько разобраться в теме и быть готовым к любым вопросам. Даже к тем, на которые ответа может и не быть.
Технический нюанс: на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал ребенку с работой. В школе указываем исключительно закрепленного за вами учителя.
Оформление формул в тексте проектной работы
Если в тексте проектной работы необходимо использовать формулы, все они должны быть оформлены единообразно, набраны в специальном редакторе формул, либо набраны печатными символами, текст формулы располагается по центру строки и нумеруется арабскими символами в круглых скобках, номер располагается по правому краю листа.
После приведённой формулы ставится запятая, затем с новой строки должно следовать слово «где» (с маленькой буквы, без абзацного отступа), после которого даётся расшифровка символов, указанных в формуле, каждый символ приводится с новой строки, например:
V = S * h,
где S — площадь;
h — глубина.
История возникновения
Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.
Школьные проекты появились в США
Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:
- проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
- участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
- каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.
В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».
В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных
Структура введения проектной работы
Рассмотрим структурные элементы, из которых может состоять введения проектной, проектно-исследовательской и исследовательской работы.
Введение проектной работы обязательно должно включать в себя следующие элементы:
- актуальность темы исследования;
- цель работы;
- задачи;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- гипотеза;
- методы исследования.
Каждый из указанных элементов является обязательным во вводной части проектной работы независимо от класса, в котором обучается учащийся.
Кроме основных элементов во введении, могут быть указаны дополнительные разделы, которые поясняют проведённое в проектной работе исследование, объясняют его новизну и определяют структуру.
Дополнительными элементами введения проектной работы являются:
- проблема исследования;
- теоретическая основа исследования (основные источники информации);
- практическая значимость работы;
- новизна проекта;
- структура проекта.
Во введении проектных работ, которые выполняют учащиеся 9-11 классов желательно указывать: теоретическую основу исследования и структуру проекта.
ШАГ 3: СОЗДАЙТЕ УСТАВ ПРОЕКТА + ПРОЕКТНЫЙ ПЛАН
Создайте Устав Проекта
Устав проекта – это оболочка для проектного плана. Поскольку вы будете использовать план гораздо чаще, вам понадобится еще устав, чтобы определить некоторые другие компоненты проекта, например: кто еще будет задействован. В уставе вы отточите и простроите всю проделанную вами предварительную работу.
Я рекомендую взять за основу Гугл.Таблицы и написать ваш устав на одной странице, а план проекта на другой. Я составила «рыбу» (шаблон)
Устав Проекта: (название) |
|||
Устав проекта обобщает «Кто», «Что» и — главное — «Зачем нужен этот проект» |
|||
ЧТО |
|||
Цель проекта |
Какую проблему он решает? |
||
Показатели результативности |
Какие показатели отражают, успешный проект или нет? |
||
КТО |
|||
Основная команда |
Кто в основной команде? Какую роль они играют? |
||
Расширенный вариант команды+ акционеры |
Кого консультирует команда/ кто в расширенном варианте команды? Кто больше всего заинтересован в успехе проекта? |
||
Используя свой рукописный график как черновик, начните отвечать на следующие вопросы в своем шаблоне Устава:
- Какова цель проекта? Какую проблему он решает?
- Кто больше всего заинтересован в успехе этого проекта?
- Какие показатели могут отразить, успешен проект или нет?
- Кто в основной команде? Какие роли они играют?
- Кого консультирует команда/ кто в расширенном варианте команды?
Если отвечать на все эти вопросы кажется вам слишком трудным и даженевозможным – ничего страшного. Начните с того, что знаете. В большинстве проектов ответы на эти вопросы меняются. По идее, ответы и должны меняться, если вы действительно учитесь и прислушиваетесь по ходу дела.
Создайте План Проекта
План Проекта: (название) |
||||
Цель проекта |
||||
Расшифруйте цель |
Неделя 1 |
Неделя 2 |
Неделя 3 |
Неделя 4 |
Пн-Пт |
Пн-Пт |
Пн-Пт |
Пн-Пт |
|
Ключевые моменты |
Впишите ключевые моменты недели |
Впишите ключевые моменты недели |
Впишите ключевые моменты недели |
Впишите ключевые моменты недели |
Впишите требование 1 |
||||
добавьте микро-цели |
||||
Впишите требование 2 |
||||
добавьте микро-цели |
Впишите, что должно произойти в эту неделю |
|||
Впишите требование 3 |
||||
добавьте микро-цели |
Впишите, что должно произойти в эту неделю |
|||
и т.д. |
С табличкой Устава на одной странице – начните воплощать свой рукописный план в цифровом виде на второй. Сделайте его гибким. Выберите макет, поддающийся изменениям, когда вам будет нужно. Сделайте его таким, чтоб вам было приятно смотреть, и чтобы другим тоже было приятно смотреть. Можете опять воспользоваться моим шаблоном, или просто поглядывайте в него для примера.
Получите оценку результатов.
До этого момента вы работали в одиночку. Вы заложили основу работы команды. Но, как я уже говорила ранее, у вас нет полной информации, поэтому самое время ее получить. Запланируйте две встречи с основными участниками команды.
На первом собрании изложите все, что вы вывели на экран, и обсудите это с ними, начиная с цели и ограничений, затем ключевые моменты, требования и то, от чего/кого всё зависит. Вам надо услышать их замечания, поправки. Вам нужны их дополнения, свежий взгляд, чтобы отточить цель. Это тот момент, когда вливаются члены вашей команды и/или акционеры и клиенты. Люди любят критиковать и исправлять. Чем больше они втягиваютсяв это, тем более вы выигрываете. Не потому что коллектив более прав, чем один человек, но людям свойственно оставить свой след, чтобы почувствовать свою причастность к чему-то
Важно, чтобы всё, что вы показываете, было достаточно гладко, тогда люди увидят, что вы создали прочную основу для них, вокруг которой всё будет затем крутиться, но все же достаточно шероховато, чтобы они поняли, что могут внести свои изменения. Делайте подробные заметки и углубляйте вопросы, которые они поднимают
Поощряйте их давать полные ответы, вовлекайте их в обсуждение.
Цели установлены, микро-задачи прописаны. Принимайтесь за реализацию!
Удачи в вашем проекте!