Как в москве дома передвигали
Содержание:
Представьте себе обычные утро
…когда вы просыпаетесь, встаете к окошку, потягиваетесь и внезапно обнаруживаете, что дом сместился на 20 метров. Первые мысли жителей того дома были наверняка такие: «Я сошел с ума», «Больше пить не буду». Версия довольно интересная, но ее достоверность проверить не получится.
С иной стороны лестница очень любопытная. Было бы интересно там побывать, но к несчастью, попасть в дом очень сложно. Молодой человек, собиравший заметки об этом событии, увидел на окне одной из квартир объявление о продаже, и он стал искать информацию о цене жилой площади в таком жоме.
Как оказалось, в нем продается очень много квартир. К примеру, 4-комнатная квартира с площадью в 135 квадратных метра обойдется вам в 55 000 000 рублей. Предполагается, что торг уместен. Если вы желаете выложить больше 400 000 рублей за квадрат и предпочитаете новостройкам шикарную старинную архитектуру, то предложение и правда интересное.
Но ведь смогли! И это было практически сотню лет назад. Невероятно, при таком развитии технологий строительства в 30-е годы прошлого века сейчас некоторые застройщики до сих пор выстраивают ужасные «муравейники» для людей с сомнительным качеством. Но куда все пропало, не ясно.
Как осуществлялась передвижка целых зданий
Нужно отметить, что методика была изобретена не в СССР, а появилась гораздо раньше. Впервые здание переместили еще в середине XV века в Италии — это была колокольня Святого Марка в Болонье. В XIX веке перемещать строительно-архитектурные объекты научились в США, где даже образовались специализированные фирмы. В России впервые такой эксперимент в 1812 году осуществил Дмитрий Петров — народный умелец, передвинувший деревянную церковь. В 90-е годы XIX века в Москве были передвинуты несколько каменных домов.
В СССР технологию усовершенствовали и, что называется, поставили на поток. Стены зданий предварительно укрепляли металлическими или железобетонными рандбалками. Для придания устойчивости применяли поперечные и ходовые балки. А для направленного движения прокладывали железнодорожные рельсы, по которым дом, в буквальном смысле, переезжал на новое место, где для него уже был заготовлен фундамент.
В роли тягловой силы выступали электролебедки с тросами и электродомкраты. Коммуникации обрубались при снятии дома с места, за что отвечали специальные рабочие бригады, а в новой локации монтировали другие трубы и провода.
Если дело происходило зимой, то в доме строили небольшую автономную котельную, чтобы трубы отопления не замерзали и не приходили в негодность. Электричество в здании не отключали, а вытягивали кабели с помощью дополнительных отрезков.
Как передвинуть дом?
Если ты посмотришь картину “Новая Москва”, то наверняка улыбнешься при виде одного момента. Художник рисует красивое здание, разглядывая его из окна, и тут эта самая постройка начинает ехать. В сюжете запечатлены сталинские преобразования, в том числе и сносы зданий на Тверской, и подготовка тех, которые сохранили, к переезду.
Еще один занимательный аспект: режиссер пофантазировал, как будет выглядеть наша столица после преобразования. Теперь мы можем оценить, насколько он попал в точку. Сталин не оценил подхода, и картина не прошла под цензуру. В результате зритель смог увидеть ее спустя более полувека, когда пришли свободные девяностые.
Самая главная задача в перемещении — не допустить разрушения. Если по стенам и фундаменту пойдут трещины, то процесс будет необратимым. Чтобы этого не допустить, создавался специальный каркас, а фундамент насквозь пронизывали отверстиями. В эти желоба запускали рельсы, каждая по полметра шириной, вся конструкция затягивалась в каркас по периметру. Далее такие же рельсы пропускали через верхнюю часть, затем все они сваривались между собой. Дом оказывался внутри металлической клетки. Подготовка занимала месяца, само передвижение — сутки. Конструкцию просто перетягивали лебедочными механизмами на новый фундамент.
Жильцы домов никуда не выезжали, ни на момент подготовки, ни на сутки, пока их дом ехал. Более того, они так же пользовались всеми коммуникациями. Как это стало возможным, мы расскажем далее.
Зачем перемещали дома?
Это может прозвучать фантастически, но в нашей столице в период с 30-е по 80-е годы прошлого столетия совершались передвижки домов вместе со всеми коммуникациями и без выселения жильцов. Ни один дом при этом не разрушился, все благополучно обрели новое место жительство.
И первое, что приходит в связи с этим на ум, вопрос: для чего вообще предпринимались подобные действия? Ведь для приложения огромных усилий должна быть очень веская причина. В данном случае, как в известном анекдоте: Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Сделаем!» В середине 30-х годов правительство утвердило план реконструкции Москвы, в котором обозначили улицы, нуждающиеся в перестройке и расширении.
Для этого пришлось бы сносить жилые здания, что влекло за собой много проблем. Поэтому было решено передвинуть их вглубь дворов. Больше всего кандидатов на переселение было отмечено на улицах Тверская, Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.
Первый дом переместили осенью 1935 года — всего на 25 метров, но уже этот опыт потребовал колоссальных усилий. Для завершения проекта понадобился почти месяц. На пути жилого дома на Тверской, который планировали передвинуть на 2-ю Брестскую улицу, стояла двухэтажная подстанция. Поэтому технологию сначала опробовали на ней. Через два года переместили небольшую лабораторию завода музыкальных граммофонных пластинок. Далее передвинули пять строений, оказавшихся на пути нового русла Москвы-реки. Таким образом потихоньку отрабатывалась и совершенствовалась сложная технология.
Как сохранили коммуникации?
Теперь стало ясно, как раньше передвигали дома в Москве. Но каким образом вместе с ними передвигались электрические сети и водопровод с канализацией? Жители не покидали своих квартир и могли в полной мере пользоваться всеми привычными благами прогресса.
Подготовка длилась долгие месяцы не просто так. В числе задействованных бригад были санитарно-технические работники. Они убирали старые сети и воссоздавали их на новом месте. На время переезда к домам подключали шланги, через которые выводилась канализация. Отходы временно собирались в колодцах. Подобные шланги выполняли роль водопровода, если нужно было передвинуть на большое расстояние, то запускали временный водопровод.
Чтобы оставить отопление, временную котельную создавали прямо в доме. Она была маленькой и располагалась на лестнице. Для некоторых объектов приходилось создавать отдельные мобильные котельные, они ехали вместе с объектом на передвижных платформах. В теплое время года было проще, сохранять отопление не было необходимости. С электросетями все было элементарно. Нужно было лишь увеличить длину кабелей запитки, чтобы ее хватило на весь маршрут.
Существует легенда, что Сталин разработал новый план столицы очень просто. Если это правда, то он взял линейку и начертил на карте линию, сказав, что улица должна проходить так. Инженеры попытались возразить, аргументируя тем, что под чертой находятся дома. Но возражать вождю было нельзя, он ответил коротко: “ так передвиньте, в чем проблема”.
Есть и другая версия, согласно которой модернизация была произведена на почве желания превзойти Америку. Американцам удалось передвинуть телефонную станцию, которая весила 11 тысяч тонн, это было мировым рекордом. В ответ на это советские специалисты передвинули Саввинское подворье, которое весило 23 тысячи тонн, и рекорд стал нашим. Кстати, этот особняк стоит по сей день. Это номер шесть по улице Тверской и олицетворение нескольких исторических эпох, наглядный пример того, как передвигали дома в Москве на Тверской, когда она еще носила имя Горького.
Другие переехавшие объекты
Очередным передвинутым объектом стал дом у Большого каменного моста. Этот момент запечатлела Агния Барто в своем стихотворении “Дом переехал”. В забавном стишке рассказывается, как мальчик Сема приехал из Крыма и ищет свой дом. Он говорит постовому, что живет в доме номер четыре, но не может его найти. Постовой объяснил, что его дом мешал, и поэтому он переехал в переулок. Мальчик попал домой, а соседи ему рассказали, как они ехали десять дней подряд, как это было плавно и тихо, что не пострадали даже зеркала и вазочки в шкафу. Сема узнал, что можно ехать, не выходя из дома, и очень обрадовался этому.
В этом стихотворении все отражает суть, только номер дома был другим. Не четыре, а 5/6 по улице Серафимовича. Некоторые жильцы боялись такого переезда, они хотели куда-нибудь скрыться. Конструкторы были уверенными в успехе проекта, поэтому людям специально называли неверные даты, чтобы не плодить панику.
По словам очевидцев, движение было настолько комфортным, что не посыпались даже башенки, построенные из кубиков детьми. Прошло несколько лет, и технологию освоили настолько совершенно, что переместили таким образом офтальмологическую больницу. Во время переезда хирурги продолжали оперировать.
Сейчас, чтобы попасть во двор такого здания
Но в 1930-х годах московские власти задумались о проведении реконструкции Тверской улицы (в то время это была улица Горького). В то время тут решились на строительство «Новой Москвы» с монументальными строениями в сталинском стиле. Разумеется, что старая постройка с религиозными отсылками в плане властей совсем не вписывалось. Именно так и выглядела улица Тверская в годы до революции, и постройки на подворье находились справа.
В то время на Тверской улице снесли много красивых и необычных строений. Аналогичная участь могла постичь даже Саввинское подворье, но к всеобщей радости, у этого здания нашлись рьяные защитники и было принято решено сохранить его. Для этого и продумали план по перемещению его вовнутрь квартала.
И в ту судьбоносную ночь 4 ноября многоэтажный дом начал перемещаться. Было поставлено 2 сверхмощные лебедки и скорость перемещения строения при их единовременной работе достигала всего лишь 8 метров за 1 час. Если функционировала лишь одна лебедка, то скорость была в 2 раза меньше, т.е. 4 метра в 1 час. Также есть версия, что жильцов даже не предупреждали о том, что в ту ночь дом будет сдвинут и они обнаружили изменения своего месторасположения лишь рано утром.
Изменения столицы
Многие крупные исторические фигуры предпринимали попытки для изменения облика столицы. Москва развивалась естественным образом, поэтому многие улицы сформировались кривыми и некрасивыми. В Санкт-Петербурге все по-другому, он создавался по плану, поэтому все улицы идут строго по линейке.
Попытки исправить эстетические несовершенства предприняла еще Екатерина Великая. Она хотела начать с Кремля, но начинание не было успешным. Добиться результата удалось Сталину, он учитывал ошибки императрицы, поэтому решил менять не Кремль, а улицы и проспекты. В сталинские времена Тверская носила название Горького, и она лучше других иллюстрирует суть его проекта. Сталин планировать начать с нее, а затем сделать и другие столичные проспекты такими же просторными и прямыми.